Здравствуйте, Гость! Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться вы можете воспользоваться формой
Быстрой регистрации
Далеко не на зоологическую тему эта
фантасмагория Марка Розовского по пьесе Ионеску. Полулюди, полуживотные, всё
как в стиле Беляева или Герберта Уэллса, но гораздо тоньше и сложнее. Здесь, на
сцене люди превращаются в животных не в результате каких-то бы то ни было научных
опытов. Совсем нет. Здесь, люди превращаются в носорогов потому что они такие и
есть…..изнутри. Из своей сущности, стадной сущности, обнаруживая полное
бездушие, равнодушие и малодушие, а то и полное отсутствие души. Люди,
неспособные понять другого человека, простить его, принять его таким, какой он
есть, люди, далёкие от нежных чувств, сентиментальности, люди, которые считают,
что есть только они и их мнение, есть только их жизнь и только такая, а не
какая иначе, люди, неспособные плакать от того, что больно другим, а не только
им самим, это – уже НЕ ЛЮДИ. Это толстокожие, агрессивные, тупые животные с
рогами. С первых же минут спектакля погружаешься в жаркий диалог главного героя
Беранже (Юрий Голубцов) – пьяницы, весельчака, остроумца и очень доброго человека
с тонкой душой художника и его друга Жана (Максим Заусалин) – этого самодовольного,
самодостаточного, правильного во всём джентльмена – этого холёного хозяина
жизни, пытающегося только принизить Беранже, не видя в нём личность, а точнее
сказать, не желая видеть, что кто-то может быть другим, не таким как все, иметь
своё мнение, своё право на свою личную жизнь, на свой взгляд на жизнь и вообще
смеют не быть серыми, не быть стадом. Такие люди как Жан, которые более склонны
к стадности во всех ее проявлениях, больше подчиняются этому инстинкту (как и
другим животным инстинктам в людях). Они склонны подчиняться тем, кто сильнее
или чем то выше их по положению в обществе, и «наезжать» на тех, кто слабее или
ниже рангом — даже если в этом нет особого смысла: просто действует стадный
инстинкт. Стадный человек не представляет себе, что могут быть индивидуальные
предпочтения и личные причины придерживаться определенных взглядов. Для него
любые вкусы и точки зрения делятся на «правильные» (которых придерживается он и
которые, по его мнению, разделяет большинство стада, все «нормальные люди») и
«неправильные». В споре и полемике стадный человек всегда видит в оппоненте
существо более низкого ранга. «Как я здорово его опустил!» — думает он,
высказав очередную порцию ругательств в адрес оппонента, а когда тот отвечает
тем же, искренне недоумевает: «И это ничтожество еще пытается на меня
наезжать!» Блестяще Заусалин играет, легко и изящно. А за окном крики: Вон,
смотрите, носорог идёт по улице. Как носорог? Такого не бывает, чтобы вот так
по улице, с тростью в зубах и канотье на лбу, а вернее на роге, шагал носорог.
А потом еще один, третий, шестой, десятый. И на протяжении всего спектакля те,
с кем Беранже общался, работал и как он считал, дружил, потихоньку опускаются и
не только на четвереньки, а опускаются в душе своей, опуская и отпуская все
человеческие инстинкты из себя, превращаясь в толстокожих, равнодушных,
самодовольных людишек, считающих других полными ничтожествами….превращаются по
сути в то, чем были всегда – в СТАДО. На сцене трудно сделать такие превращения
костюмировано, да и не нужно, это не театр Юного Зрителя, здесь сложнее – они постепенно
превращаются характером, манерами, повадками, речами своими в тупых зверей.
Ничего плохого о носорогах сказать не хочу, носороги – это естественно, правда
ведь?-задает некто Дюдар вопрос
Беранже. Да, отвечает Беранже, носороги – это естественно, но не люди,
превращающиеся в носорогов, а? Ничего уже не отвечает ему Дюдар, он уже
превращается: глаз пустеет, появляется чешуя на коже, силища наливается
неимоверная и он только мычит и сквозь мычание мы лишь слышим: ооооо….я хочу
этой дикой чистоты, джунглей, оооо, мой начальник (уже тоже носорог), я бегу за
тобой, веди меня! И неважно, что этот бег, а вернее топот толпы сметает на пути
всё и вся, топая по трупам и копытами выбивая зубы у людей, лежащих и молящих о
пощаде. Дюдар как и Жан были великолепны. Правда, возлюбленная Беранже, девушка
Дэзи немного подкачала. Ведь по пьесе это молодая, прелестная девушка, а здесь
не очень удачную актрису подобрали, но это лишь моё мнение. Но и она
превращается в это стадо, что самое печальное. А Беранже остается человеком и
более того, единственным на земле. И не потому, что как считает Дэзи, ты просто
много пьёшь вина, а потому что он умён, добр, с тонкой душевной организацией
художника. И он – личность, а «носорог» или другим словами человек с сильным
стадным инстинктом вообще не способен воспринимать индивидуальность даже как
абстрактное понятие. Для него нет личностей, а есть особи, характеризуемые
только полом, принадлежностью к определенному стаду и рангом в стадной
иерархии. Атмосфера на сцене поистине напряженная и страстям веришь, а я
начинаю верить страстям, когда начинаю ловить себе на мысли, что забываю, что это
всего лишь спектакль, а не жизнь. Каждая сцена наполнена игрой, здесь нет
приблизительности, всё как натурально. Актеры играли «от себя», но надеюсь, что
после спектакля они оставили свои «шкуры» в гримёрной. Спектакль серьёзный, его
надо смотреть и здесь есть о чём подумать, о чём поразмышлять.