Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться
вы можете воспользоваться формой Быстрой регистрации
ВЕЧЕРНИЙ ТЕАТР
Меню сайта
Категории раздела
ТЕАТР У МИКРОФОНА [20]
ТЕЛЕСПЕКТАКЛИ [22]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Форма входа

Г.А. Товстоногов
О.Н. Ефремов
М.А. Захаров
А.А. Ширвиндт
О.П. Табаков
Ю.М. Соломин
Главная » Файлы » ТЕЛЕСПЕКТАКЛИ

"ШУТ БАЛАКИРЕВ" (театр Ленком, 2002)
20.10.2013, 00:47

Сюжетные коллизии трагикомедии основаны на событиях Петровской эпохи — времени великих преобразований и реформ в России, в центре которых — реальные исторические персонажи: Петр Первый, Екатерина, Меншиков. Придворный шут Иван Балакирев, участник поощряемых государем
празднеств и шутовских потех, волей обстоятельств оказывается вовлеченным в непростые взаимоотношения в семье и при дворе императора...

"Россия молодая" Петровской эпохи встала на дыбы или вздернута на дыбу (режиссер-сценограф Олег Шейнцис). Первое страшнее, потому что бессмысленно, падать с этих "дыбов", не подстелив соломки, несподручно - склизко. Сетует Меншиков - Николай Караченцов, балансируя на деревянном шатающемся настиле. Сетует сам Петр - Олег Янковский: и играть на России-гармошке народ не обучен, и кнопочки разворовали без надобности. А она все высится, все дыбится, эта дровяная постройка со стульями-тронами, хаосом картин и статуй, поскрипывает угрожающе - и на чем еще держится, как не рухнет, придавив и царя с царицей, и шутов, и публику разом. Пока не опрокинется в "зазеркалье", а проще говоря - в тот свет, отгородив его от нашего дощатым забором.

Применительно к Олегу Янковскому в роли Петра Великого не побоюсь определения "великолепный". Вот кто уж царь, так царь. Коли любит - всё к ногам избранницы положит, трона не пожалеет, если пьет - так вся округа дрожит, а в гнев войдет - зубы подданным рвет голыми пальцами. Цельная, мощная натура имперского масштаба, блестящая работа. У Александра Збруева (обер-прокурор Ягужинский) роль хоть и не столь внешне колоритная, но подразумевающая такой же богатый подтекст. Актеру удалось создать любопытный характер, притягивающий к себе внимание, как магнит.

Ключ к решению Александрой Захаровой образа Екатерины в ее словах - "один державу дарит, другой - жизнь (камергер Монс, за любовную связь с ней поплатившийся головой). Разве на всех вас у женщины сил хватит?". Ее Екатерина при жизни Петра - добрая заступница, на коленях которой стихают все гневные припадки Петра, а после его смерти - спивающаяся императрица, пытающаяся править державой на петровский манер, носящая мужские сапоги, то и дело просящая своего покойного мужа забрать ее к себе...

Единственный человек, на которого она смотрит с надеждой в свои последние дни, - любимый шут ее мужа Иван Балакирев, бывший солдат Преображенского полка, ставший доверенным слугой императора и Екатерины I и пострадавший во время процесса Монса - его сослали на каторгу за то, что был в курсе любовной связи Екатерины. После смерти Петра Ивана Балакирева вернули из ссылки и повелели находиться при дворе. Это реальный персонаж русской истории и один из главных героев трагикомедии Григория Горина. Играет его Сергей Фролов. Это его первая главная роль, и играет он ее так, что ясно становится, как губительны всегда царская милость и близость к власти на Руси.

Перед Балакиревым Горин поставил философский вопрос смысла жизни, а царь Петр заставил его этот вопрос решить. На том свете (куда шут чуть было не угодил - спасли Петр и другие "мертвяки" - помогли выкарабкаться, Бога попросили) царь спрашивает своего любимого шута, что же он сумел сделать в своей жизни. Солдатом плохим был - иначе в шуты бы из Преображенского полка не угодил; шутом - тоже так себе; когда-то коров пас - да и пастух из него получался неважный... Тогда Петр вручает ему диковинный заморский музыкальный инструмент, который Балакирев в первый раз видит, и велит освоить: "Играй!". Ну в том частном смысле, что каждый человек должен в себе что-то найти, что-то открыть, и в более глобальном: наследника себе Петр не оставил, государством - такой же диковиной для двора, как и заморский инструмент для Балакирева - управлять не научил, так хотя бы в одном человеке захотел талант открыть. И Балакирев сыграл! Сергею Фролову потребовалось для этого окончить музыкальную школу по классу гобоя, проучиться год в Консерватории и два - в Гнесинке, окончить в ГИТИСе мастерскую Марка Захарова и три года проработать в "Ленкоме". Но не в университетах дело. Ивану Балакиреву хватило главного - очень сильно этого захотеть.

Категория: ТЕЛЕСПЕКТАКЛИ | Добавил: Игорёк | Теги: Шут Балакирев, Янковский, Караченцев, Ленком
Просмотров: 958 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Цитата
Поделиться
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
счётчики
Яндекс.Метрика LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов
"На всякого мудрец
"Свои люди, сочтё"
"Мнимый больной"
"Три сестры" - Мал
"Три сестры" - Мал
"Женитьба Фигаро"
"Последняя жертва"