Это не какой-то там научный историко-лингвистический анализ творчества Антона Павловича Чехова. Это лишь фантазия на заданную самому себе тему о том, что могло бы предшествовать событиям, описанным в "Чайке", с каким прошлым пришли персонажи пьесы на наш литературный суд и самое главное - что могло бы с ними произойти уже после того, как всё случилось и занавес опустился.
Вам ведь тоже, наверное, в детстве не нравилось, когда ваша мама закрывала книжку с финальными словами: "Вот и сказке конец....". А почему, собственно, конец? И что после того, как прынц с прынцессой свадьбу справили? Ну проснулись поутру с больными головами и опухшими физиономиями после вчерашнего, ну начали вспоминать как там всё было, ну разобрали подарки - мясорубки и соковыжималки, ну а потом что - конец сказки что ли?
Нет. Жизнь продолжалась. Вот мне и хотелось бы порассуждать на тему жизни наших героев до событий в пьесе и после...после того, как доктор Дорн отвёл беллетриста Тригорина в сторону со словами: "Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился..." И обратите внимание - последняя реплика пьесы заканчивается многоточием. Автор как бы зашифровал для потомков продолжение пьесы и как бы предлагает нам: ну что же...теперь вы давайте, а я посмотрю оттуда на вас, посмотрю что у вас получится. Ну что же...попробуем? Поехали.
Начало пьесы. Мы видим парочку беседующих мужчину и женщину. Правда, влюблёнными их не назовёшь. Она - дочь зажиточного купца, он - бедный учитель (32 лет с седой бородкой) - Маша и Медведенко. Я не зря подчеркиваю статус их благополучия и вы поймёте дальше почему.
Меня всегда удивлял этот диалог в начале первого действия, при том что Медведенко все поголовно называют глупым, а Машу считают несчастной жертвой. Вот такое странное и единогласное мнение в среде Чеховедов. Вот, что мы читаем:
Медведенко: Отчего Вы всегда ходите в чёрном? Маша: Это траур по моей жизни. Я несчастна. Медв.: Отчего? Не понимаю. Вы здоровы, отец у Вас хоть и не богатый, но с достатком. Мне живётся гораздо тяжелее, чем Вам. Я получаю всего 23 рубля в месяц, да еще вычитают. Маша: Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив. По-Вашему, нет большего несчастья, как бедность, а по-моему в 1000 раз легче ходить в лохмотьях и побираться, чем....Впрочем, Вам не понять этого....
Ему, конечно же трудно понять Машу. Медведенко знает что такое нищета, комплексует по это поводу, он - бедняк и потому не понимает, как можно быть несчастной, имея материальное благополучие. Но он любит, душа у него крылата, хоть и горестно ему сознавать, что кому он такой нужен: без средств существования, убогий и вечно работающий, чтобы добыть хоть копейку. Какая тут романтика? И вряд ли он, простой сельский учитель, вырвется из этого круга. Ну женился он на Маше, но наблюдая её отвращение к нему, со временем угаснет и его любовь. А дети? Несчастные дети вряд ли познают семейную любовь и ласку, если уже сейчас Маше наплевать как там её ребенок (уже три дня дома не была). Ей наплевать на собственного ребёнка только потому, что он от нелюбимого мужчины. Но а ей то кто доктор? Сытая, здоровая и не уродливая. Несчастлива? Так вперед из села в город - учись, работай, строй свою судьбу и будь СЧАСТЛИВА, как поступила моя мама, тоже вырвавшись из деревенского "рая" когда-то. Но не дано ей разорвать круг собственных пороков и комплексов, круг своей судьбы, поскольку уже обрекла себя на жизнь с нелюбимым человеком, когда Тригорин спросил у неё, зачем она вышла замуж за Медведенко, она так и ответила: "Любить безнадёжно, всё ждать чего-то (а она любит Треплева). А как выйду замуж, так будет уже не до любви. Новые заботы заглушат всё старое. И всё-таки, знаете ли, перемена". Вот и всё. Сама себя обрекла на несчастье.
Давайте теперь выйдем из беседки и пройдём по аллее к дому, где на веранде в креслах сидят хозяин дома Сорин и доктор Дорн. Два старичка утопают в плетёных дачных креслах, наблюдают бледно-розовый закат солнца, вспоминая свою прошлую жизнь. Мне думается, что Чехов так и хотел изобразить этих двух людей - стариками, отражающими ушедшую эпоху, как Фирс в "Вишнёвом саде", например. И эти два старика здесь - как два антипода: один (Сорин) постоянно сокрушается по поводу никчемности прожитых лет, брюзжа на протяжении всей пьесы нечто под названием "Хотел, но не стал". Крамольная мысль пришла в голову: а вдруг нашего великого сатирика Михаила Михайловича Жванецкого монолог Сорина натолкнул на создание собственного бессмертного монолога, помните: "Я никогда не буду высоким и красивым .К моему мнению не будет прислушиваться более одного человека, да и эта одна уже начинает иметь своё.....При моём появлении никто не встанет и не прослезится зал от моих реплик....Но зато я скажу сыну: Я прошел через всё: я не стал тем и не стал этим, но я передам тебе свой опыт". Ну, детей у Сорина нет, есть только племянник Костя Треплев, единственное пребывание которого в доме дяди греет Сорину душу и услаждает собственную значимость, в плане общения, поучения, наставления, он без конца предлагает Треплеву какие-то идеи по созданию новых сюжетов для рассказов, какие-то свои видения постановки будущих пьес, то есть в своём племяннике он нашел не только собеседника, но и второго себя - того, о ком мечтал и кем не стал. Да и не станет.
Второго же старика трудно назвать старым. Да, ему 55 лет, но блестящая физическая выправка, современные суждения о новых литературных формах, которые избрал Треплев, обхождение с молодыми людьми и некий флёр лёгкой игривости и потрясающего мудрого юмора - не злого, душевного, но простого и понятного, не могут заставить нас воспринимать Дорна стариком. Он прожил далеко не скучную и не пустую жизнь. Он врач, лет 10-15 назад был единственным приличным акушером на всю округу, да и о любовных похождениях с восхищением и откровенностью вспоминает Аркадина: "Он был первым любовником и кумиром......И теперь он очарователен, но тогда был просто неотразим". Я думаю, при его оптимистическом взгляде на жизнь и мудрой попытке следовать современным течениям жизни, доктор Дорн всегда будет востребован и как блестящий врач и как прекрасный собеседник и душа любого общества.
Источник: http://www.my-chekhov.ru/referats/problema2.shtml |