Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться
вы можете воспользоваться формой Быстрой регистрации
ВЕЧЕРНИЙ ТЕАТР
Меню сайта
Категории раздела
РАЗНОЕ О РАЗНОМ [10]
ВЕЛИКИЕ, ВЕЛИКОЕ, О ВЕЛИКОМ [12]
ОНИ ПИСАЛИ ДЛЯ ТЕАТРА [7]
ТЕАТР САТИРЫ [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Форма входа

Г.А. Товстоногов
О.Н. Ефремов
М.А. Захаров
А.А. Ширвиндт
О.П. Табаков
Ю.М. Соломин
Главная » Статьи » ВЕЛИКИЕ, ВЕЛИКОЕ, О ВЕЛИКОМ

"МЫ БЫЛИ ЕГО БЛАГОДАРНЫМИ ЗРИТЕЛЯМИ"
Он играл всегда. Он играл везде и всюду, все 24 часа в сутки, а было бы в сутках 25 часов, он вставал бы на час раньше и.....
"Чуть свет и я уж на ногах. И я у Ваших ног!
Ну поцелуйте же. Не ждали? Говорите!"

В далёком 1959 году Москва не просто узнала еще одного Соломина, она узнала талантливого актёра, для которого жизнь - сцена, любовь - искусство. Но это не актёрство в виде позёрства, нет, он не позволял себе лицедействовать по отношению к своим родным. Он был искренен в своих розыгрышах и всегда считал, что каждый день должен быть праздником. Вот такой вот Эпикурейский нрав, но далеко не легкомысленный, хотя и лёгкий: на слова, на подъём, на брак тоже. И тут не обошлось без сцены. Как рассказывает его вдова, Мария Соломина, Виталий ухаживал за ней в конфетный-букетный период просто шикарно. И сделал ей предложение совсем необычно. Он пригласил её в ЗАГС, предварительно получив это долгожданное ДА своей невесты и воскликнул: Свадьба! Сегодня же! Но расписаться вот так просто, за один день - это было нереально, тем более в те времена. И Виталий Соломин просто такие очаровал регистраторшу ЗАГСа. Он совершено серьёзно и заговорщически говорил, что собирается в Чехию, в секретную командировку, а памятуя о последних событиях там, всё может случиться с ним, девушка не переживёт этого. Он так мастерски и изобретательно играл, что в конце концов дама сдалась, поверг в восторг Машу и их расписали!

Ни в чем Виталий Соломин не терпел рутины: ни в личной, ни в творческой жизни. Вообще, когда он появился в Малом театре после окончания Щепкинского училища, сразу же появилась шутка: "Малый театр теперь стоит на Соломинных ногах". Однако, эти ноги появились, когда Виталию была предложена звёздная роль - роль Чацкого в "Горе от ума" Михаила Царёва. И тут уже молодой актёр обогатил своими разными придумками свою роль. Впрочем, Царёв не возражал, испытывая к Соломину какую-то отеческую приязнь. Борис Клюев вспоминал: "Виталий часто обращался к Царёву относительно доскональности исполнения роли Чацкого. Скажем, в самом начале он то вваливался в тулупе и падал на ковёр, приветствуя Софью или Фамусова, то ворвавшись в тулупе и валенках, падал навзничь на колени, причём валенки слетали с его ног и один даже однажды угодил к зрителям в партер. Бывало, пародировал голос Царёва, делая коронный "глаз" Царёва и имитируя его блеющий голосок. Царёв допускал, терпел и ждал, а что еще придумает молодой сорванец. И вот диалог:
Соломин: Михал Иваныч, а можно я свалюсь из-за кулисы в тулупе?
Царёв: Да.
Соломин: А можно, я эдак ворвавшись, подскользнусь и растянусь на полу?
Царёв: Да.
Соломин: А что если я вбегу в зал и в прыжке запущу случайно валенком в оркестровую яму?
Царёв: Да.
Соломин: Михал Иваныч, а можно я в финальной сцене последнего акта залезу вон туда на верхнюю балюстраду и...встану на голову?
Царёв (как пробудившись ото сна): НЕТ!!! "
Но однажды и сам Соломин попал под раздачу. Это было на одной из вот таких репетиций "Горе от ума". Один рабочий сцены, долго наблюдавший Соломинские выходки, подошёл к нему прямо на сцене и так серьёзно сказал: Товарищ Соломин, значит так! Валенки убрать. Не надо этой отсебятины. И выходите нормально, не выпендриваясь. Соломин опешил, он потом признавался Клюеву: Ты знаешь, я настолько был ошарашен этим хамством, что даже не успел послать его на....!

Этот милый, обаятельный Ватсон с лукавым прищуром глаз и всегда добродушной улыбкой располагал, захватывал и не отпускал уже. Тот редкий случай, когда скромный человек - "человек из провинции", как он себя называл, "закрытый, с забралом, не очень интеллигентен и не очень контактен, но на сцене это совсем другой человек - артист от Бога: он шутит, он смеётся, он балагурит и острит, танцует искусно и всегда играет каждый спектакль как последний в своей жизни. Я видел его Хлестакова в "Ревизоре" Ю.Соломина и Е.Весника. Легко, изящно и остроумно жил в шкуре своего персонажа. Много импровизации, но меру и сот вкусом. Много он сыграл за свою короткую, но яркую творческую жизнь: 30 главных ролей в театре, 46 - в кино, 7 режиссёрских работ, его как будто распирало всего, ему не хватало воздуха, он хотел совершить что-то такое, пошутить по-серьёзному, не по ребячески, но с тем же лукавым хитрым прищуром и доброй улыбкой и совершил. В конце жизни поставил "Свадьбу Кречинского" по Сухово-Кобылину - его последний в жизни спектакль. А почему это было ребячеством? Да потому что Соломину пришлось такую мощную стену непонимания и неприятия преодолеть! Но он потратил все силы и здоровье, но пробил эту стену, когда кричали, что мол Мюзикл на сцене Малого! Подрыв устоев! Танцульки на сцене правительственного театра - крамола! Мда...
Как страшно порою смотреть такие спектакли потом...и в моей коллекции их уже немало, этих посмертных спектаклей - посмертных и бессмертных, потому как последних....Таким был "Свадьба Фигаро", где Андрей Миронов свалился прямо на сцене на руки своего друга Александра Ширвиндта и умирая, доигрывал спектакль в бреду, пока не ушёл от нас....таким спектаклем была "Женитьба" по Н.В. Гоголю в Ленкоме, в котором Олег Янковский в роли Жевакина простёр руки к публике и хрипя, отчаянно прощался со зрителями репликой своего героя....и "Свадьба Кречинского" - последняя "Свадьба Кречинского". Но не будем горевать, Виталий Мефодьевич этого не любил, он любил смех и веселье, вокруг него всегда было тепло и светло и до сих пор не верится, что его уже нет...Он смотрит на нас с экрана и мы верим, что картинка оживёт и он спустится к нам, всё такой же весёлый, блистательный и яркий. И мы будем просто в восторге.

А в заключении хочу сказать, что моему поколению несказанно повезло: мы были его зрителями, его благодарными зрителями!  



Источник: http://www.221b.ru/creators/01-Solomin.htm
Категория: ВЕЛИКИЕ, ВЕЛИКОЕ, О ВЕЛИКОМ | Добавил: Игорёк (07.04.2013)
Просмотров: 385 | Комментарии: 1 | Теги: Малый театр, иванов, Виталий Соломин, Свадьба Кречинского | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Цитата
Поделиться
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
счётчики
Яндекс.Метрика LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов
"На всякого мудрец
"Свои люди, сочтё"
"Мнимый больной"
"Три сестры" - Мал
"Три сестры" - Мал
"Женитьба Фигаро"
"Последняя жертва"