Случайно попав в глухой провинциальный городок и полностью проигравшись в
карты, петербургский щеголь Хлестаков оказался в центре случайных
ошибок. Из полученного письма высшие чиновники города узнают о прибытии в
их город инкогнито ревизора из Петербурга — и принимают за него
Хлестакова. И вот уже его со всех сторон обхаживают начальники города, и
улыбаются ему, и выказывают всяческое участие к его проблемам, и готовы
предоставить деньги взаймы, и дамы влюбляются в него, и все ему
угождают. И он тоже старается быть вежливым и всем угодить.
Я
всегда отдаю предпочтение именно Соломинскому Хлестакову по своей
точности ремаркам Н.В. Гоголя для господ актёров, своей главной
характеристике - "добрый малый с обманчивым обаянием наивного ребёнка",
от которой надо отталкиваться и развивать образ. Надо сказать, что
именно Виталию Соломину это удалось отменно!
Хлестаков живёт по законам великосветского общества, потому что
никакого другого никогда не видел. Его учили уважать чины — и он
уважает. Его учили ухаживать за дамами — и он ухаживает. От него хотят
услышать россказни про столичную петербургскую роскошескую жизнь — он и
тут не оплошает. Хлестакову и в голову не приходит сколько-нибудь
серьёзно относиться к собственным словам и отвечать за них — ведь в
свете к нему всерьёз не относятся, он просто милый и всеми любимый
болтунишка-шутник. Он не понимает, что случайно столкнулся с другой
Россией,где всё жестоко и дико, — и эти два разных мира не могут понять
друг друга.
Он не на шутку пугается, когда дело принимает другой оборот, к
нему приходят жители города жаловаться на серьёзные нарушения, а
всученные ему деньги оказываются взятками. Впрочем, он так уверен в
лёгкости жизни, что его испуга не хватает надолго. Хлестаков — абсолютно
положительный тип, он идеал того, как должен выглядеть «comme il faut»
светский молодой человек — но, как всегда у Гоголя, в гипертрофированном
развитии; Гоголь всегда видит в малом — большое. И вся глупость и
пошлость такой благонравности сразу становится видна.
Предваряя
свою пьесу «Замечаниями для господ актёров», Гоголь
объясняет будущим исполнителям роли Хлестакова: «Чем больше актёр,
исполняющий эту роль, выкажет чистосердечия и простоты, тем больше он
выиграет». Также важно обратить внимание актёров, играющих и других
персонажей, особенно Городничего на "Замечания для господ актёров", а
ремарки там замечательные.
|