Сюжетные коллизии трагикомедии основаны на событиях Петровской эпохи —
времени великих преобразований и реформ в России, в центре которых —
реальные исторические персонажи: Петр Первый, Екатерина, Меншиков.
Придворный шут Иван Балакирев, участник поощряемых государем празднеств
и шутовских потех, волей обстоятельств оказывается вовлеченным в
непростые взаимоотношения в семье и при дворе императора...
"Россия молодая" Петровской
эпохи встала на дыбы или вздернута на дыбу (режиссер-сценограф
Олег Шейнцис). Первое страшнее, потому что
бессмысленно, падать с этих "дыбов", не
подстелив соломки, несподручно - склизко.
Сетует Меншиков - Николай Караченцов,
балансируя на деревянном шатающемся
настиле. Сетует сам Петр - Олег Янковский: и
играть на России-гармошке народ не обучен, и
кнопочки разворовали без надобности. А она
все высится, все дыбится, эта дровяная
постройка со стульями-тронами, хаосом
картин и статуй, поскрипывает угрожающе - и
на чем еще держится, как не рухнет, придавив
и царя с царицей, и шутов, и публику разом.
Пока не опрокинется в "зазеркалье", а
проще говоря - в тот свет, отгородив его от
нашего дощатым забором.
Применительно к Олегу Янковскому в роли
Петра Великого не побоюсь определения "великолепный".
Вот кто уж царь, так царь. Коли любит - всё к
ногам избранницы положит, трона не пожалеет,
если пьет - так вся округа дрожит, а в гнев
войдет - зубы подданным рвет голыми
пальцами. Цельная, мощная натура имперского
масштаба, блестящая работа. У Александра
Збруева (обер-прокурор Ягужинский) роль
хоть и не столь внешне колоритная, но
подразумевающая такой же богатый подтекст.
Актеру удалось создать любопытный характер,
притягивающий к себе внимание, как магнит.
Ключ к решению Александрой Захаровой
образа Екатерины в ее словах - "один
державу дарит, другой - жизнь (камергер Монс,
за любовную связь с ней поплатившийся
головой). Разве на всех вас у женщины сил
хватит?". Ее Екатерина при жизни Петра -
добрая заступница, на коленях которой
стихают все гневные припадки Петра, а после
его смерти - спивающаяся императрица,
пытающаяся править державой на петровский
манер, носящая мужские сапоги, то и дело
просящая своего покойного мужа забрать ее к
себе...
Единственный человек, на которого она
смотрит с надеждой в свои последние дни, -
любимый шут ее мужа Иван Балакирев, бывший
солдат Преображенского полка, ставший
доверенным слугой императора и Екатерины I
и пострадавший во время процесса Монса - его
сослали на каторгу за то, что был в курсе
любовной связи Екатерины. После смерти
Петра Ивана Балакирева вернули из ссылки и
повелели находиться при дворе. Это реальный
персонаж русской истории и один из главных
героев трагикомедии Григория Горина.
Играет его Сергей Фролов. Это его первая
главная роль, и играет он ее так, что ясно
становится, как губительны всегда царская
милость и близость к власти на Руси.
Перед Балакиревым Горин поставил
философский вопрос смысла жизни, а царь
Петр заставил его этот вопрос решить. На том
свете (куда шут чуть было не угодил - спасли
Петр и другие "мертвяки" - помогли
выкарабкаться, Бога попросили) царь
спрашивает своего любимого шута, что же он
сумел сделать в своей жизни. Солдатом
плохим был - иначе в шуты бы из
Преображенского полка не угодил; шутом -
тоже так себе; когда-то коров пас - да и
пастух из него получался неважный... Тогда
Петр вручает ему диковинный заморский
музыкальный инструмент, который Балакирев
в первый раз видит, и велит освоить: "Играй!".
Ну в том частном смысле, что каждый человек
должен в себе что-то найти, что-то открыть, и
в более глобальном: наследника себе Петр не
оставил, государством - такой же диковиной
для двора, как и заморский инструмент для
Балакирева - управлять не научил, так хотя
бы в одном человеке захотел талант открыть.
И Балакирев сыграл! Сергею Фролову
потребовалось для этого окончить
музыкальную школу по классу гобоя,
проучиться год в Консерватории и два - в
Гнесинке, окончить в ГИТИСе мастерскую
Марка Захарова и три года проработать в "Ленкоме".
Но не в университетах дело. Ивану
Балакиреву хватило главного - очень сильно
этого захотеть.
|