По одноименной драме Л.Н.Толстого. Телевариант спектакля театра им. Моссовета.
Написанная в 1900-м, драма «Живой труп» попала в печать лишь в 1911-м,
когда автора не стало, и тогда же впервые была поставлена на
Александринской сцене. О том, почему Лев Толстой с ее обнародованием не
торопился, остается догадываться — возможно, мотивы тут были вполне
личные: семейная катастрофа Феди Протасова слишком легко проецировалась
на коллизии яснополянского гнезда, на собственные отношения автора с
женой, «безупречной женщиной» (говоря протасовскими словами), общая
жизнь с которой утратила смысл. В роли Федора Протасова в этом
телеварианте спектакля театра им. Моссовета выступил Леонид Марков.
«Гнетущий человек» — говорили про его героя критики. Его часто упрекали в
том, что сегодня сочли бы, пожалуй, достоинством: Марков умел
сосредоточиться на личной, а не на социальной драме героя, создавал
характер, а не тип. Он много играл классических ролей, но персонажи его,
возможно, не отдавая себе в том отчета, страдали депрессией вполне
современной — тяжелым стыдом сильного человека, измученного серостью
совкового «застоя». И сгибались под тяжестью русской тоски, к смене
времен равнодушной и висевшей, как родовое проклятие. О его Феде
Протасове говорили: «перегоревший человек».
|