ЧАСТЬ III
Друг Сергея Есенина, входивший в круг молодых поэтов-имажинистов, Коля Эрдман выглядел весьма фасонисто, носил трость и кепчонку в стиле «а-ля чёрт побери». Эрдман всегда отличался некоторой урбанистичностью в сравнении со своими друзьями. Он был более сдержанным и более интеллигентным. Скандальная слава рубахи-парня его не прельщала:
«Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой
Часто, часто с разбитым носом,
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт!»
(С.Есенин)
Есенинская лихая братия снискала себе широкую популярность не только ярким творчеством, но и непрерывными запоями с довольно оригинальными проделками.
«А ну вас, братцы, к чёрту в зубы!
Не почитаю старину.
До дней последних юность будет люба
Со всею прытью к дружбе и вину.
Кто из певцов не ночевал в канаве,
О славе не мечтал в обнимку с фонарём!
Живём без мудрости лукавой,
Влюбившись по уши, поём!»
(А. Мариенгоф)
Их бесшабашная молодость пришлась на эпоху великих перемен – ощущений новой жизни, лихой свободы, всевозможных исканий, разочарований и устремлений. Душа требовала самовыражения, подчас выражений не выбирая. И вообще, любой человек считал тогда, что всё, что он делает и говорит – это он свершил что-то грандиозное и изрёк нечто вечное и это есть исторический момент, который еще оценят благодарные потомки.
Имажинисты гуляли шумною ватагой по ночным улицам, пугая одиноких прохожих и нарушая мирный покой спящих граждан своими пьяными песнями. Их любимым развлечением было срывать с домов дощечки с названиями улиц и вместо них приколачивать другие – со своими именами, словно увековечивая себя. Мания величия длилась недолго – до 5 часов утра, когда на работу выходили дворники и восстанавливали порядок.
Весёлые были времена, удивительные люди, да и судьбы у них у всех оказались совсем непростыми, роковыми, кровавыми. Ещё не сгинули в застенках Лубянки и в лагерях друзья Есенина. Ещё две смертельные петли не удавили души двух лебедей: одну в проклятом «Англетере» и глупою нелепостью другую. Лебединая их песня пока ещё не спета. Ещё все живы, молоды, пьяны, талантливы и «чушь прекрасную несут».
В тот год, когда вся Москва распевала на каждом углу и в каждом кабаке «Коробочку»:
«Ах, полным-полна коробочка
Потеряла счёт рублей.
Полюбила Русь-зазнобушка
Спекулянтов-торгашей…»
В «Кафе поэтов» царило хмельное оживленье. Над входом висели штаны Есенина, на которых была пригвождена табличка с его строфой:
«Облака лают, ревёт златогубая высь…
Пою и взываю! Господи, отелись…»
Подвыпивший Есенин подсел к тихому, чуть печальному Эрдману и предложил тому, сославшись на то, что у Коли недостаточно славы, принять бурное и самое активное участие в их ночных проделках с дощечками.
- Знаешь, Николай, перед зданием Моссовета стоит памятник Свободы. Доска у нас уже есть. Давай напишем на ней «Знаменитому имажинисту Эрдману Николаю» и ты её прицепишь на постамент!
Эрдман подумал и отказался, возразив, что там же вроде женщина, замотанная в древнеримскую тогу, а он же мужчина, причем в брюках.
- Да какая разница! – настаивал Есенин. Доска больше часа там нипочём не провисит. А вот говорить о тебе будут потом целый год. Хотя, конечно, Чека вполне может этим делом заинтересоваться.
- Ну, вот. Видишь! – улыбнулся Эрдман. В Чека мне никак не хочется. Уж лучше незнаменитым остаться. Как-то меня скандальная слава не прельщает….
Эх, кто бы говорил. Судьба распорядится совсем иначе.
Нет, его не расстреляли. Судьба сберегла его, закрыв от пули. Эрдмана сослали подальше, в Красноярский край, в Енисейск, чтобы в Москве с такими баснями, как
«Вороне где-то Бог послал
Кусочек сыра,
Но Бога нет! Не будь придира
Ведь нет и сыра»
и им подобными никто более не появлялся. Его и Владимира Масса – авторов сценария «Весёлых ребят» взяли практически со съёмочной площадки фильма.
Потом была длительная переписка с актрисой МХАТ Ангелиной Степановой. Их любовный роман – роман двух несвободных людей (мужем Ангелины Осиповны Степановой в то время был режиссёр МХАТа и затем главный режиссёр театра Сатиры Н.М. Горчаков) продолжался три долгих для обоих года. Сохранилось много писем, где Эрдман открывается не только бойцом на ниве политической сатиры, но и как удивительно тонкий, лиричный, умеющий очень искренне любить, терпеть и ждать.
Запрещая своей возлюбленной присылать ему деньги и вещи, он как глотка воздуха ждал от неё весточки, хоть в пару строк. И каждая такая весточка от неё согревала и продлевала его надежду на встречу: и дни пролетали быстрее, и тяготы легче было переносить. Легче, когда знаешь, что не один, не заброшен, не забыт. Как банально, но как же истинно почти всё банальное.
О Николае Эрдмане с особенным пиететом отзывались его друзья Михаил Булгаков, Всеволод Мейерхольд, Евгений Шварц и Юрий Олеша. Его талантом восхищался и Сергей Есенин: «Что я, вот Коля – это поэт», говаривал певец новокрестьянской поэзии, и он не кривлялся.
Масштаб поэтического дарования Эрдмана и диапазон его творческого потенциала огромны. От лёгких укусов остроумных шаржей и эпиграмм он расширял свой багаж до более острой социальной сатиры с нескрываемым явным политическим подтекстом или «фигой в кармане».
Читая его басни, сразу же осознаёшь: да – за такое и всего лишь ссылка, да это просто подарок судьбы. Меня всегда удивляли вот эти таланты или что ещё хуже, гении. Ведь отдаёшь же себе отчёт в своей необычности, уникальности, понимаешь, что несёшь ответственность за любое слово перед всем современным человечеством, а то и перед потомками: что ни мысль – алмаз, что ни слово – откровенье Божье. Ну, так и сиди, мысли излагай и в стол – до лучших времён, авось настанут, если мысли острые, а слова крамольные. Так нет же – нам славы заочной не надо, нам Булгаковских мытарств при жизни давай.
А ведь, если бы тот же Михаил Афанасьевич не бегал по театрам, не поднимал шум о том, что здесь не печатают, а там не ставят, так может и пожил бы еще подолее инаписал бы поболее и умер бы не в нищете Московской холодной квартирки, а где-нибудь в Париже, на Елисейских полях в тёплом окружении родных, близких и почитателей, за кремовыми шторами под зелёным абажуром. Вот и Эрдман. Пиши себе свои остренькие стихи и поэмы и помалкивай. Молчание ведь тоже где-то дар…где-то… .
Ан, нет. У таких людей есть одна большая слабость – гражданское недержание, иными словами, просто совесть. А талант в сочетании с болтливой совестью – термоядерная мина замедленного действия. Ну, уж если рванёт, то обычно губит и своего хозяина – героически посмертно.
В своё время опальный главный режиссёр театра на Таганке Юрий Любимов говорил об Эрдмане: «Может быть, он – единственный советский сатирик. Почему единственный? Да потому что он систему осмеял. Всю систему целиком. Он показал, что это полнейший идиотизм…».
В то время, это был подвиг. Помните басню Николая Эрдмана о рояле?
Там так: вся страна – огромный мощный рояль. И десять пальцев бьют по клавишам.
- Чего дрожите вы? – спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.
Дрожали все. Сейчас так наверное не дрожит никто. Это не просто дрожь от испуга. Это доведенный до автоматизма тупой хронический животный ужас. И не дай Бог, еще когда-нибудь так напугать народ.
«Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
Когда вас бьют, вы издаёте звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.
Смысл этой краткой басни ясен:
Когда б не били нас, мы б не писали басен».
Прослыв первым острословом Москвы, как-то Николай Эрдман был приглашён Василием Ивановичем Качаловым в Кремль на вечер.
Сталин обратился к Эрдману: - Товарищ Качалов назвал Вас самым остроумным человеком. А вы продемонстрируйте нам Ваше остроумие.
Поэт тут же выдал экспромт:
«Шасть ГПУ к Эзопу
И хвать его за жопу.
Мораль сей басни ясен –
Не надо басен».
Выдал с грузинским акцентом. Сталин посмеялся, оценив шутку. Оценил на 3 года, в Енисейск, к белым медведям.
Как я уже говорил, весьма сложно бывает понять психологию таланта, ходящего по лезвию ножа и ощущающего ежесекундно этот возбуждающий запах адреналина. Это как влезть в самую драку, увлечься, а остановиться очень трудно, да и назад путь может быть уже заказан.
Для Эрдмана это не было ребячеством, борьбой с соперником или банальным выяснением отношений с врагом. Скорее всего, степень опасной остроты его сатиры – это, прежде всего выяснение отношений с самим собой, со своей совестью, духом, волей. Это выяснение отношений с чем-то глубоко низменным, трусливым, задавленным и погребённым в щелях истерзанной болезненной души – всем тем, что было тогда почти у каждого и тем, что есть у многих, увы, и сейчас. Он испытывал себя, играя со смертью в прятки, а с судьбой наперегонки.
Так когда-то великий Гоголь после написания им бессмертного «Ревизора» признавался в том, что характеры его персонажей потому так реалистичны, что он знал эти характерные пороки не понаслышке. Его обвиняли в том, что он создал вымышленных нереальных людей ибо что мог написать человек о российской глубинке, если он там практически ни разу не бывал. Однако, не надо далеко ездить, достаточно взглянуть на себя со стороны. Николай Васильевич так и поступал, ибо писал своих героев с самого себя, смеясь, глумясь и выжигая из себя всё то, что мы видим, скажем, в трусости Городничего, в пустозвонстве Хлестакова, в идолопоклонстве и чинопочитании всех остальных.
Но если автор «Ревизора», смеясь над людскими пороками, истреблял их в себе, то его тёзка Николай Эрдман боролся с собственными страхами, выдавливая по капле, по строчке, по басне из себя раба, сплёвывая кровью из разбитого рта и постоянно доказывая себе и всем, что он – тоже человек, «а не тварь дрожащая и право имеет».
За столиком кафе сидели двое: солидный приземистый режиссёр Одесского театра КРОТ Виктор Типот и красавец-поэт, интеллектуал с «Эраст Гаринским» обликом Николай Эрдман и наблюдали как на сцене детским голоском пела свои смешные куплеты Рина Зелёная.
Вот это сравнение с Эрастом Гариным известный театровед, критик Элла Михалёва отметила не случайно: «лёгкое, едва уловимое обаятельное заикание, широко распахнутые глаза и особая трогательная незащищённость много испытавшего на своём веку человека. Гарин в «Золушке» сыграл именно Эрдмана: его интонации, голос, характер…».
|