ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот на таких мастерах держался первый в стране театр Сатиры, где само слово Сатира, по словам
М. Булгакова приобретало политический смысл и являлось уже вызовом существующему строю.
Театр выбрал для себя довольно удачную направленность для своего времени: на сиюминутности происходящего строить бытовые отношения на сцене, понятные рядовому зрителю. Форма комической эстрадности с элементами фарса, пародий, игры словами и сосредоточение на внешнем эффекте – вот основные элементы, на которых создавалось и строилось самое начальное самовыражение театра. Зрителям импонировала музыкально-водевильная форма изображения действительных недостатков в социальной и общественной жизни страны, как то мелочей быта, житейских невзгод или абсурда новых правил и законов. Всё преподносилось легко, живо и профессионально в виде миниатюрных анекдотических сценок, объединённых одной главной драматургической идеей.
Но так не должно было продолжаться всегда. Театр всё больше уделял внимание внешним эффектам на сцене, острому слову в ущерб острому уму, поверхностному взгляду на проблему в ущерб более глубокому и более осмысленному анализу, изучению и отображению того или иного порока. Действие на сцене всё больше опускалось до банальных анекдотов, подчас не связанных чёткой общей идеей. Профессиональным актёрам удобно было находиться на сцене в привычном амплуа, исполнять куплеты, танцевать, острить, показывая отточенную блестящую технику, однако превращая всё действие в предсказуемость каждого шага – в штампы. А это уже был звоночек: надо менять не просто репертуар, необходимо было театру переходить уже «к иным сценическим формам с учётом повышения общего уровня сценической культуры современного зрителя».
То, с чего так успешно начался театр Сатиры, а именно с обозрений, должно было уйти в историю, взяв с собой всё лучшее и создав почву для роста новых форм, новых индивидуальных вкусов, нового стиля, нового театра.
Но это уже совсем другая история.
|