Здравствуйте, Гость! Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться вы можете воспользоваться формой
Быстрой регистрации
Главная » 2013»Май»19 » "РЕВИЗОР. МИСТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ" реж. Ю.Одинокий
19:58
"РЕВИЗОР. МИСТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ" реж. Ю.Одинокий
"Авторы спектакля допускают что уездный городок, где остановился проездом Гоголевский Хлестаков, - это забытый Богом украинский уголок. Например, Харьков, который писателю случалось посещать. И не случайно Хлестаков и его слуга Осип в спектакле шевченковцев разговаривают на русском языке, как иностранцы". Именно такой текст написан в программке спектакля молодого киевского режиссёра Юрия Одинокого с собственной трактовкой бессмертного произведения Гоголя под названием "Ревизор. Мистическая комедия", поставленного на сцене Харьковского Украинского Драмтеатра им. Шевченка.
В полутёмном зале слева и справа провалы, из которых вырываются языки кровавого пламени, валит дым (по правде говоря, мы с женой опять сидели во втором ряду и задыхались в этом ванильном аромате) и из недр ада появляются Хлестаков и его слуга Осип, соответственно Эдуард Безродный и Владимир Борисенко. Их появление и дальнейшие события откровенно напоминают первое появление Воланда со своей свитой в Москве на Патриарших. Появились и...началось: то где-то таз с водой грохнется, то сверху опилки полетят, то звуки смеха странного откуда-то извне, а два лицедея, две литературные тени прошлого, да еще в исполнении таких классных актёров, которым сам Бог велел играть, обманывать, крутить судьбами, ломать и вершить их - всё это совершенно вписывалось во временную канву и литературную линию Гоголя. Я всегда боюсь эти эксперименты с классикой и потому и на этот спектакль шёл с некоторой тревогой и с уже готовым в запасе предвзятым мнением о режиссёре, замахнувшемся на наше всё или перефразируя героя Евстигнеева - на Николая на нашего на Гоголя. И знаете, по мере участия в событиях на сцене (а с такой труппой невозможно оставаться безучастным к происходящему), я стал замечать, что моё заготовленное домашнее раздражение куда-то улетучивается и я безоговорочно поверил во всё, что происходило. А зал просто рукоплескал не переставая выходам Городничего (В. Маляра), его окружения, его семьи и самих демонят - Хлестакова и Осипа.
Я, конечно же понимаю, что нельзя ставить классические произведения в отрыве от современной злободневности вопросов, которые автор поставил еще в позапрошлом веке. Но изменились ли главные пороки, язвы на теле общества и страны, вскрытые Гоголем? Скорее всего, не только не исчезли, а стали более актуальными: то же самое взяточничество, подхалимаж, подобострастие, лицемерное поклонение перед вышестоящими, хамство и наглый цинизм. Всё это есть, это же осталось и в постановке. Добавилось больше мистики, больше философской глубины противоречий между взять или остаться честным. как замечательно играет Хлестаков - Безродный на слабостях и пороках этих людишек, запугивая их, обманывая их, ластясь к ним собачонкой и угрожая им властью имущего. Режиссёр Юрий Одинокий не только мистифицировал пьесу, но и оживил её национальные колоритные краски, а именно волнующими душу полтавскими старыми напевами и в этом смысле примечательная сцена обеда Хлестакова у Городничего, где в окружении всей компании Хлестаков разошёлся...ну вы помните: "Я не люблю церемонии. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть
незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду
куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А
один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из
гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком,
говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за
главнокомандующего". "Меня сам Государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я
не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я
везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут
сейчас в фельдмарш..." Далее у Гоголя Хлестакова, совершенно лишенного сил в пьяном угаре, уносят спать. А Юрий Одинокий решил усилить выплеск его эмоций, добавив песню - грустную украинскую песню, которую затягивали по вечерам уныло где-нибудь в глухом уголке. И перед уже одуревшим от собственной мании величия Хлестаковым - Безродным появляется женский хор в национальных костюмах с песней "Покохала я до болю молодого скрипаля". Ну так жалостливо, ну так уж вышибало слезу, но рыдалось не от печали, а от поведения Хлестакова....сначала он принял вид Сократовской задумчивости, затем стал подпевать, потом аккомпанировать и параллельно завывать, потом падал, его мотало, корчило, такие позы, такие мины я даже у пьяных не видел, в конце концов он обессилел и упал. Песня закончилась и Хлестаков, приподнимаясь, зарыдал: ПОРВАЛИИИИИ!!!!! Всё нутро ему вывернули.
Еще один яркий ход режиссёра проявился при аудиенции, которую Хлестаков устроил чиновникам и когда он выманивал из них деньги, типа взаймы. Судью он учит бить головою кирпичи, Земляника (Петро Рачинский )тащит с собой воз досье на каждого и толстенное на Городничего. Смотритель школ Хлопов (Сергей Бережко) приводит к Хлестакову учениц в короткой эротической школьной форме и то, что они показывают гостю, Хлопов называет школьной самодеятельностью. И каждая встреча Хлестакова с чиновниками сопровождается не только выдачей ему денег, а заканчивается смертельным трюком, впрочем чего еще ожидать от демона. Парочка Оксана Стеценко - Татьяна Турка (Анна Андреевна - Мария Антоновна) - бесподобна в своих образах провинциальных недалёких кокеток, влюбляющих в себя Хлестакова "насмерть".
И что больше всего мне понравилось, это то, что режиссёр не отступил от точного изображения главных героев, причем описание образов дано Гоголем в ремарках, в самом начале пьесы. И действительно, скажем, Городничий - далеко не истеричный дурак, как многие его изображали в других постановках. Владимир Маляр точно играет человека, "постаревшего на службе и очень неглупого по-своему. Хотя и
взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько
даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало".
Происходит много чего на сцене: как всегда много танцев, песен, искромётных диалогов, показана настоящая украинская слободка с плетнями и тынами, вдоль которых простираются пышным ковром заросли мальвы, раздаются крики петухов, гомон гусей и демонический смех откуда-то сбоку. Приятно было наблюдать, что герои Гоголя живы, хотя...слово "приятно" несколько не уместно здесь, ибо живы те пороки, которыми наделил своих героев автор, а режиссёр лишь подчеркнул эти пороки и сублимировал их с современной жизнью, ибо мало что изменилось со времен Николая Васильевича: воруют-с. И спектакль всё также заканчивается классической немой сценой, но не перед объявлением о приехавшем чиновнике, а когда они видят, как из недр земных появляется эта парочка: Хлестаков-Осип и в костлявой руке Хлестаков держит крест с холмиком: и крест и холмик - оба, клеенные из взяток, денег, что жгут руки и содрогаются чиновники и отступают в страхе, но страшнее всего смех демонов - смех гиены огненной....Можно много рассуждать, почему именно такой финал и можно много рассуждать, почему на фоне этого адского финала в глубине сцены на заднем фоне в небеса уходит лестница....то ли это путь к спасению и очищению заблудших, то ли еще чего....надо думать...надо смотреть и надо думать, потому что вопросов много, а ответы - ЗА ВАМИ!