Здравствуйте, Гость! Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться вы можете воспользоваться формой
Быстрой регистрации
Главная » 2013»Май»14 » "ЗОЙКИНА КВАРТИРА" от А.Аркадина-Школьника
22:32
"ЗОЙКИНА КВАРТИРА" от А.Аркадина-Школьника
Однажды, после просмотра 10-ти серийного фильма В.Бортко "Мастер и Маргарита" я окончательно открыл для себя Булгакова. Прошло несколько лет и после потрясающей постановки ранней пьесы М.А. Булгакова "Зойкина квартира" на сцене театра, я открыл для себя Харьковский Украинский Академический Драматический театр им. Т.Г.Шевченка, в широких кругах известного как "Березиль", хотя это название относится к малой сцене театра. Так вот.
"Зойкина квартира" - раннее произведение Михаила Булгакова, в своей первой редакции была поставлена на сцене-студии им. Е.Вахтангова в 1926 году. Но в скором времени, по политическим причинам спектакль был снят с репертуара. В 1935 году драматург переработал пьесу. Однако, режиссёр-постановщик Александр Аркадин-Школьник создал собственную сценическую редакцию, в основе которой самый первый запрещённый авторский текст.
Этот проклятый, вечный и непобедимый квартирный вопрос, который автор так подробно опишет в "Мастере..." возник у него еще в "Зойкиной квартире". Одна 35-ти летняя дама, Зоя Денисовна (О.Стеценко), опасаясь лишиться шести своих комнат в пользу новой власти, решила организовать на дому школу-ателье по пошиву модной женской одежды для юных и престарелых барышень и барынь. Но, учитывая, что времечко то описывается в пьесе не Бог весть какое, но НЭП - время "купи-продай", разброда и шатания, свободы и анархии, пошлости и попрания всех норм морали и нравственность, мадам Зоя днём шила, а по ночам....по ночам проходил в квартире нелегальный показ одежды. Приглашались на такие просмотры все желающие мужчины, а показывали наряды "проштрафившиеся" дамы, то есть попросту должницы, которые не смогли оплатить дорогие наряды. Вот и отрабатывали. Вкратце, вроде бы обычное дело, даже скучновато, но только не в этом театре, не на этой сцене, не с этим режиссёром и ни с этими актёрами.
А труппа подобралась, как всегда дружная, гармоничная, понимающая друг друга с полуслова. Во общем, тёпленькая компания. Спектакль начинается, когда на фоне полумрака у запертого дома, над которым по четырем углам посажены на кол манекены, четыре человека в чёрном разрывают ночной воздух громогласным Мефистофельским: "На земле весь род людской!" Где-то слева пианист зажег свечу и под заунывный писк скрипок и бас виолончели открывается квартира Зои Денисовны Пельц - женщины 35-ти лет, не старой еще, но не первой свежести. Оксана Стеценко - эта роковая женщина в красном платье и чулочках на бантиках, шикарная матрона внушительных габаритов и удивительного таланта погружения в образ. Она хитрит, часто обманывает, порою жестока, но являясь хозяйкой подпольного борделя, в ней нет злобы, вульгарности, дешёвой пошлости. Всё в меру у неё, всё со вкусом и в прекрасном стиле. В ней подкупает искренность, идущая изнутри: если она любит своего приживальщика - "бывшего графа" Павла (В. Брылёв), то переживает за него так, что сердце выпрыгивает и душа на изломе, а когда в финале чекисты убивают его, то ощущение, что на челе уже не Зойки, но Оксаны Стеценко появляются настоящие морщины и костлявая рука смерти набрасывает на её чело скорбную вуаль мгновенно постаревшей женщины. В ней живо играют все эмоции, которые испытывает женщина, вынужденная вести такой не лучший образ жизни. Все эмоции льются из чёрных глаз - ух, как угольков, я даже содрогался, когда она смотрела на меня со сцены. Она буравит меня - эта Булгаковская дама: сверкает цыганскими очами, а в ушах моих: На земле весь род людской! Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!
И ты уже в полной её власти - демоническое притягивает в ней, тем более, я сидел на месте № 13...чисто по-Булгаковски... Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
И появляется Тарас Александрович Аметистов. Вот поистине, шарлатан, аферист и при этом романтичен, балагур и весельчак. Фантазёр, каких поискать! да...я в других рецензиях и говорил и буду всегда говорить об Эдуарде Безродном, тщательно подбирая эпитеты, чтобы не спугнуть звезду таланта, под которой он родился. И когда мне скажут: вот, ушли Миронов, Папанов, Леонов, Лавров, а замены нет, я тут же отпарирую: ЕСТЬ! Есть другое поколение, которому хочется протянуть руку и сказать словами нашего великого пиита: "Здравствуй, племя, младое и незнакомое!" Его аметистов комичен, он как кузен Зойки, которую не видел пять лет, появляется в её квартире - этот проныра и бизнес Зойкин ему по плечу и тут же предлагает себя администратором. Да, где-то он действительно Администратор из Обыкновенно чуда Е.Шварца: так же деловит, неприступен и циничен, где-то он Фигаро: такой же порхающий фигляр, балагур, острослов и романтик. Я не зря привел примеры ролей незабвенного Андрея Миронова, ибо я что-то увидел в Эдуарде Безродном такое же увлекательное, яркое, раскрепощенное и изящное, какое было и у Андрея Александровича.
Но у Эдуарда и свой стиль и этот стиль художественно, во всей гамме воплотился в таких образах, как Лео в "Примадоннах" или Хлестаков в "Ревизор. Мистическая комедия". Но как он лёгок, воздушен и в поступках и в мыслях. А его появление в кавказской казацкой белогвардейской бурке, но с красным бантом на переднем лацкане нагрудного кармана. Когда Зойка спрашивает, зачем это, он отвечает: Это сейчас выгодно, помогает и билетик вне очереди взять и место уступят в транспорте. - Откуда же ты? - Сейчас из Воронежа. Ой, где я только я не был. Попал я в Чернигов, подотделом искусство заведовал. Белые пришли, мне значит красные денег дали на эвакуацию в Москву. Я в Москву не поехал, а уехал к белым в Ростов. Красные пришли, так белые мне денег на эвакуацию, а я подался к красным в Баку. Но оттуда пришлось срочно уехать и вот, на память взял чемодан портретов вождей: Ленина, Маркса, Энгельса. Почти всех распродал....буржуям очень наши вожди нравятся..... Я наблюдал Безродного со второго ряда и каждым своим нервом чувствовал, насколько ему непросто даётся быть таким лёгким, пластичным, в вечном движении во власти сумасшедших событий пьесы в то сумасшедшее кровавое время НЭПа.
Хочется всем актерам поклониться за создание подлинной атмосферы и точного попадания в свои характеры: там и яркая озорная служанка Зойки Манюшка (Ирина Роженко), и китаец-херувим (Сергей Гусев), расчищая себе дорогу к счастью, убивающий ножом богатея Гуся-Ремонтного в исполнении народного артиста Украины Владимира Маляра, который, при очередном посещении Зойкиного борделя заметил там впервые пришедшую на такой ночной показ одежды свою несостоявшуюся невесту Аллу Вадимовну в блистательном исполнении моей любимой Татьяны Гринник - этой шикарной Мэг из "Примадонн" или Марьи Антоновны из "Ревизора". И тут Татьяна показала себя настолько ярко, драматично испытывая проблемы житейской неурядицы, отсутствия денег и страдающей от неизбежности полунищего существования либо же переступить через свою гордость, через саму себя и согласиться на предложение Зойки поступить к ней на такую "работу". В ней чувствуется порода, стержень, аристократизм и слабость интеллигенции перед грубой пошлой реальностью того времени. Её жалко, так же как было жалко Катерину из "Грозы" или Ларису из "Бесприданницы". Вот именно такой типаж, такое амплуа актрисы Татьяны Гринник. А народный артист Украины Петр Рачинский - этот лучший Шельменко-денщик и бесподобный домуправ Алилуйя - некое смешение всех Булгаковских домуправов: начиная со Швондера из "Собачьего сердца" и заканчивая Босым из "Мастера и Маргариты".
Бесподобный спектакль, много танцев, музыки и постоянный драйв - нерв, который держит тебя в оголённом состоянии, а ты пригвождён к креслу и не можешь, да и не желаешь покидать зал...И пусть театр продолжается. Именно ТАКОЙ театр!