А Малый театр всё больше становится кочевым и весь сентябрь проведёт на гастролях по Ирутску, Казани, Сыктывкаре, но 26-27 сентября откроет свои могучие дубовые двери театра перед гостями - Азербайджанским Государственным Русским Драматическим театром им. С.Вургуна. Они привезут с собой два спектакля "Семь красавиц" и "Мусье Жордан". В "Семи красавицах"режиссёр Й. Вайткус вовлёк в своё действо и публику: он
каким-то непостижимым образом сделал так, что и зрители почувствовали
себя актёрами, в тот момент, когда Бахрам-шах передвигался по залу и
обращался с вопросами к сидящим в креслах.
Но спектакль блистает не только замечательной постановкой и игрой
актёров, но также и прекрасной хореографией, и яркими запоминающимися
костюмами, разработанными С. Страукайте и, конечно же, текстом самой
поэмы Низами.
Всё это вместе взятое составило, пожалуй, один из самых лучших
спектаклей, который когда-либо был поставлен на сцене Русской драмы и
который интересно будет посмотреть и во второй, и в третий раз. Действие второго спектакля "Мусье Жордан" происходит в Карабахе в 1848 году. Французский ботаник, член
Королевской академии Жордан приезжает сюда для изучения местных видов
растений. Он гостит у владетеля кочевья Текле-Муганлы Хатамхан-аги. Его
племянника, молодого Шахбаза привлекают рассказы Шахбаза о Париже и он
собирается ехать туда вместе с Жорданом учится наукам. Но этого не хотят
его невеста Шарафниса и тётя Шахрабану-ханум. Чтобы помешать поездке,
они прибегают к помощи известного дервиша Мастали, приехавшего из Ирана.
За сто червонцев, которые Мастали дали наивные и суеверные женщины, он
начинает разрушать столицу Франции. Мастали произносит страшные
заклинания, вызывает чертей и дьяволов и даёт им приказание одним ударом
разрушить Париж, подобно тому, как он разрушит его изображение. Дервиш
устремляется к разложенным на полу дощечкам, изображающим грешный город,
и одним сильным ударом разбивает их вдребезги. Вдруг раздался сильный
стук в дверь и вошедший мусье Жордан в волнении сообщил о том, что Париж
разрушен и что он немедленно должен ехать во Францию. Женщины
испугались быстрого исполнения магических действий Мастали. Даже сам
дервиш в страхе от содеянного прячется за занавесью, чтобы его никто не
обнаружил. А на вопрос прибежавшего Хатамхана: «Кто же разорил Париж?»,
Жордан отвечает: «Черти!.. Сатана!.. Дьяволы!.. Злодеи!..» У женщин не
остается никаких сомнений, что Париж разрушил дервиш Мастали. На самом
же деле в Париже произошла революция, а король бежал. Напуганный этим,
Жордан должен немедленно покинуть Карабах. Он уезжает, а Шахбаз
остаётся. Женщины торжествуют.
|